Михаил Тимаков (mihtimak) wrote,
Михаил Тимаков
mihtimak

Categories:

Почему я не отдаю своих детей в школу?

Источник: https://vk.com/wall-12574227_94049
Почему необязательно и очень вредно отдавать ребёнка в школу?
Странный вопрос... У меня, скорее, вызывает недоумение, почему умные образованные городские жители, особенно достигшие карьерных высот и материальной обеспеченности, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту Систему.

Да, конечно, в прошлые века в деревнях Учитель был намного более развит и материально обеспечен, имел более высокое общественное положение и уровень культуры, чем родители детей. А сейчас? Дворяне и тогда не отдавали своих детей в школы, организовывали обучение на дому.
Зачем нужна школа ребёнку и зачем она родителям?
Работающим родителям очень удобно сдать ребёнка в камеру хранения под минимальный присмотр, утешая себя тем, что все так делают. Более странной выглядит позиция неработающих мам с обеспеченным мужем, которых настолько напрягают собственные дети, что они даже в продлёнку отдают их... Такое впечатление, что этих детей рожали только как способ обеспечить себя материально, и если бы была возможность сдать их в интернат, не теряя в деньгах и общественном мнении, то почти все они так бы и сделали.
Ребёнку же школа не нужна практически никогда. Я не встречала ещё ни одного первоклассника, который захотел бы в конце октября вместо каникул продолжить ходить в школу. Да, конечно, ребёнок хочет пообщаться или поиграть с друзьями, но не сидеть на уроках. То есть, если обеспечить ребёнку комфортное общение вне школы, посещение школы полностью теряет для ребёнка смысл. Школа детей ничему не учит.
Теперь разберём популярные общественные мифы, заставляющие родителей бездумно калечить собственных детей.
Миф первый: "школа учит" (даёт ребенку знания, образование). Современные городские дети идут в школу, уже умея читать, писать и считать. Никакие другие знания, приобретённые в школе, во взрослой жизни не используются. Школьная программа состоит из бессистемного набора фактов для заучивания. Зачем их помнить? На любые вопросы намного лучше ответит Яндекс или Гугл. Те из детей, которые выберут соответствующую специализацию, будут изучать физику или химию заново. Остальные после окончания школы не могут вспомнить, чему же их учили все эти тоскливые годы.
Учитывая то, что школьная программа не менялась много десятилетий, и в ней намного важнее почерк ребёнка, чем слепая десятипальцевая печать на клавиатуре компьютера, никаких по-настоящему полезных знаний и навыков для дальнейшего успеха во взрослой жизни школа ребенку не даёт. Даже если предположить, что именно этот набор фактов для заучивания по школьному предмету действительно ребёнку так необходим, его можно дать в десять раз быстрее.
Чем с успехом занимаются репетиторы, за сто часов обучая ребёнка тому, чему учительница не научила за 10 лет и тысячу часов. Вообще, это очень странная система, когда тысяча часов растягивается на несколько лет. Уже в институте каждый предмет дают более крупными блоками за полгода или год. И очень странный метод обучения, когда дети вынуждены сидеть неподвижно и что-то слушать.
Опыт многочисленных родителей абитуриентов показывает, что несколько лет обучения предмету - свыше тысячи часов в школе плюс домашние задания - не помогают ученику знать предмет в объеме, достаточном для поступления в хороший ВУЗ. В последние два школьных года нанимается репетитор и заново обучает ребёнка этому предмету - как правило, ста часов достаточно, чтобы оказаться в числе лучших в классе.
Я считаю, что репетитора [или компьютерные программы, интересные учебники с живым текстом, обучающие фильмы, специализированные кружки и курсы] можно взять с самого начала, в 5-7 классе, не мучая ребёнка предварительно этой тысячей часов. А в освободившееся время ребёнок может найти занятие по душе, ВМЕСТО ШКОЛЫ.
Миф второй: "школа нужна для социализации ребёнка". "Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе" (Википедия).
Школа мешает социализации детей.
Что можно считать успехом в обществе? Кого мы считаем успешными людьми? Как правило, состоявшихся профессионалов, хорошо зарабатывающих своим ремеслом. Уважаемых людей, делающих свою работу очень качественно и получающих за неё достойные деньги. В любой сфере. Возможно, предпринимателей - собственников бизнеса. Топ-менеджеров. Крупных государственных чиновников. Видных общественных деятелей. Популярных спортсменов, артистов, писателей.
Этих людей отличает, в первую очередь, умение добиваться своих целей. Скорость мышления. Умение действовать. Активность. Сила воли. Упорство. И, как правило, они прилагают много усилий для достижения результата. Умеют не бросать дело на полпути. Отличные коммуникативные навыки - переговоры, продажи, публичные выступления, эффективные социальные связи. Навык мгновенно принимать решения и делать сразу же. Стрессоустойчивость. Быстрая качественная работа с информацией. Умение концентрироваться на одном, отбросив всё остальное. Наблюдательность. Интуиция. Чувствительность. Лидерские качества. Способность делать выбор и нести за него ответственность. Искренняя увлеченность своим делом. И не только своим делом - интерес к жизни и познавательная активность у них часто не хуже, чем у дошкольников. Умеют отказаться от ненужного. Умеют найти хороших учителей (наставников) и быстро обучиться важному для их развития и карьеры. Мыслят системно и легко занимают метапозицию.
Учит ли этим качествам школа? Скорее, наоборот.
Все годы школы, очевидно, что ни о какой искренней увлечённости речь не идёт - даже если ученику удаётся увлечься парой предметов, их нельзя выбрать, отказавшись от неинтересного. Их нельзя в рамках школы изучить глубоко. Чаще всего ими увлекаются вне школы. Достижение результата никого не интересует - прозвенел звонок, и ты обязан бросить то, что не доделал, и идти на следующий урок. Все 11 лет ребёнка учат, что результат не нужен и не важен. Любое дело должно быть брошено на полпути по звонку.
Скорость мышления? При ориентации на середнячков или слабых учеников? При обучении устаревшими неэффективными методами? При полной интеллектуальной зависимости от учителя, когда разрешается только бездумное повторение ранее обнародованных фактов? Ученику с высокой скоростью мышления на уроках просто неинтересно. В лучшем случае учитель просто не мешает ему читать под партой.
Сила воли? Активность? Система приложит все усилия, чтобы сделать ребёнка послушным. "Будь как все. Не высовывайся", - это та жизненная мудрость, которая нужна для взрослого успеха в обществе? Качественной работе с информацией в школе не учат - большинство средних учеников тупо не понимают прочитанный текст, не могут проанализировать и сформулировать основную мысль.
Ответственность за выбор? Так ученикам выбора не дают.
Переговоры и публичные выступления? Развитие интуиции и чувствительности?
Лидерские качества? Умение действовать? Вообще не включены в программу.
Умение отказаться от ненужного требуют заменить на противоположное - умение годами терпеть ненужное и бесполезное. Вместо внутренней референции у детей вырабатывается эмоциональная зависимость от часто предвзятого мнения окружающих в лице учителя. Это происходит на фоне полной подконтрольности ученика. У ребёнка нет права безнаказанно выражать собственное мнение.
Про поголовно хороших учителей в школе, увы, приходится только мечтать. Чаще всего мало кто из городских родителей менее образован и успешен в обществе, чем учителя, чтобы предпочесть учительницу, как пример для подражания. С современными учителями происходит так называемый "двойной отрицательный отбор": сначала в педвузы поступают те, кто не смог набрать баллы в более престижный ВУЗ, а потом только самые малоинициативные из выпускников остаются работать в школе, остальные находят более высокооплачиваемую и престижную работу.
Вообще, единственное общество, которое похоже на школьное во взрослой жизни, - это тюрьма. Но там заключённым легче, чем детям: они разного возраста, с разными интересами. Там они понимают, за что наказаны. Освободятся они раньше, чем через 11 лет, если не получили срок за убийство.
Школьный класс - модель взрослого общества? Это неправда - лично я не живу в мире, где все люди одного возраста; где у них нет общих интересов, где я вынуждена подчиняться малооплачиваемой неудачнице; где как бы я ни увлеклась делом, мне через 45 минут по звонку надо было бы бросить его без достижения результата и бежать в другое помещение. У взрослых людей есть выбор: чем заниматься (и часто можно поменять работу и начальника), с кем общаться, что считать результатом, какие иметь интересы.
В современном мире воспитание, обучение и социализация ребенка - это ответственность родителей. Отдавая ребёнка в школу, мы просто устраиваемся, чтобы он нам не мешал. Улучшаем свою жизнь сейчас за счёт его будущей карьеры и счастья.

А ещё я хочу привести отрывок из детектива Дарьи Аркадьевны Донцовой "Лампа разыскивает Аладдина" (книга 16-я из цикла "Евлампия Романова. Следствие ведёт дилетант"; глава 14):
Вот несчастные дети, ну кто решил, что в шесть лет им уже пора овладевать науками? Впрочем, может, всякие сведения ещё и покажутся бутузам интересными, но вот необходимость просидеть 45 минут на одном месте их удручает. Лично я не способна не шевелиться такое количество времени. Родителям, которые очень недовольны успехами своих отпрысков, я предлагаю проделать крайне простой эксперимент. Освободитесь на недельку и поживите жизнью сына или дочери. Утром, не выспавшись, не поев как следует, натяните на себя уродливое одеяние из непонятного материала (сейчас многие учебные заведения ввели форму) и, таща в руках многокилограммовый портфель, притопайте в класс. Далее по плану: 45 минут вопля исторички, перемена, урок математики, в которой вы ни бе ни ме, минута отдыха, занятия русским, сочинение на тему: "За что я люблю старшего брата". У вас, правда, нет этого брата, ну да это неважно, и не смейте спорить с училкой. После - обед: суп из кипячёной воды с лапшой, на второе та же лапша, вытащенная из "бульона", с синей сосиской. Вкусно, аж скулы сводит. Не вздумайте отказаться, заработаете замечание. Потом побегайте на физкультуре, затем потная, грязная, всклокоченная (думаю, в вашей школе нет душа), отправляйтесь на английский. Что, он не лезет во взбудораженные спортом мозги? А кто вас спрашивает о самочувствии? Садись и помалкивай. После уроков домой. Надеюсь, вы заранее договорились с тётенькой, которая полжизни прослужила на зоне воспитателем? Отлично, эта дама замечательно справится с ролью бабушки, которой велено приглядывать за внучком, пока родители пьют чай в конторе.
Готовить уроки! Немедля! Никакого телевизора! Разбить компьютер! Отнять детское чтиво! Дополнительные занятия! Бассейн! Дзюдо! Айкидо! В кимоно на горных лыжах, это сейчас патриотично! Никаких собак или кошек! Друзей вон! Одежда лишь по выбору родителей! Мы тебе добра хотим, чтобы ты вырос(ла) хорошим человеком. И вообще, я в детстве, в 1913 году, в "бродилки" и "стрелялки" не играла, Пушкина читала, а не Маринину.
Сколько времени вы выдержите в подобном режиме? Кстати, вашему ребёнку "сидеть" 11 лет. Между прочим, такой срок дают за тяжкие преступления, а у меня сильные подозрения, что школа от тюрьмы отличается лишь одним штрихом: детей отпускают домой. Хоть ночь человек проводит относительно спокойно. Да, совсем забыла: если вы хромой, рыжий, конопатый, сутулый, "ботаник" или, не дай бог, заика, толстяк, стеснительный, скромный, тихий, не умеющий драться и материться, вам в детском учреждении придётся особенно "сладко". Впрочем, встречаются порой и нормальные школы, могла бы назвать вам несколько таких. Но, увы, они исключения из правила, а в обычном учебном заведении среди относительно непротивных тёток-предметниц, не особо привязывающихся к детям и родителям, обязательно имеются две-три стервы, из-за которых к типовому зданию из серых бетонных блоков даже подходить не хочется.

Сюда же я добавлю материал "Каждый образованный человек" (источник - https://vk.com/wall-34229261_389629 ).
Сейчас буду замахиваться на святое: то, что должен знать каждый образованный человек. Я имею в виду программу средней школы, причем именно базовую, то есть то, что полагается изучать всем - и физикам, и лирикам. Ценность значительной части этой программы не то чтобы равна нулю, но очень низка.
Химические свойства сульфатов, климатические условия Индокитая, проблемы нравственности в творчестве Тургенева, формула синуса двойного угла, признаки отряда гусеобразных - всё это вы изучали в школе. Среди моих читателей немало окончивших школу с медалью. Вы всё это знаете? У меня была золотая медаль, но я не помню и половины. Что-то может стать профессиональной специализаций, ещё что-то - сферой любительского интереса, но большая часть всего этого - балласт.
Часто говорят, что школа учит учиться, прививает прилежание. Я сейчас даже не стану обсуждать, какие именно подходы к учебе и вообще труду закладывает типичная школа - списывать, работать на оценку, "сдать и забыть", делать всё в последнюю ночь, заниматься не тем, что интересно, а тем, что спустили сверху.
Меня сейчас волнует другой аспект. Ведь если школа - это всего лишь тренировка самого процесса, то с этой точки зрения не очень-то важно, что именно изучать. Тогда почему именно это? Если уж мы принимаем постулат о том, что детям просто необходимо провести не меньше десяти лет жизни, что-нибудь изучая, то, может быть, мы можем выбрать то, что принесёт максимальную пользу?
Вот мои кощунственные предложения. Большинство предметов, изучаемых сейчас в старших классах, нужно безжалостно урезать. Физику, химию, биологию, географию объединить в предмет «естествознание», где давать лишь основы всего. Убрать из курса математики основы матанализа - все равно в отрыве от физики никто не понимает, зачем это нужно и в чем смысл нахождения площадей под какими-то графиками. Убрать из курса литературы книги, которые можно оценить по достоинству, когда тебе 30-40 лет, а таких там чуть ли не большинство. В общем, много чего сократить. Я не против всевозможных классов с углубленным изучением, скажем, физики для тех, кому это интересно, и у кого получается. Я сейчас говорю об обязательном минимуме для всех, то есть о том, сколько физики должны знать "гуманитарии", и сколько истории - "математики".
Скажете, каждый образованный человек должен знать то, на что я тут покушаюсь? А почему именно это? Сейчас я вам перечислю несколько других вещей, которые хорошо бы знать образованному человеку, но которые в школьную программу почему-то не входят. Об этом вторая часть моих кощунственных предложений: что же преподавать в школе вместо всего перечисленного.
Во-первых, основы психологии. Взрослые, образованные люди должны уметь называть свои эмоции, распознавать эмоции других, знать, что такое манипуляции и уметь им противостоять, понимать, что такое личные границы, обесценивание, созависимость. Все это очень полезно вне зависимости от того, интересуется подросток математикой или литературой.
Во-вторых, основы экономики. Взрослые, образованные люди должны понимать, откуда берётся зарплата, что такое налоги, уметь выполнять расчёты с процентными ставками, понимать в общих чертах, как устроены лотерея, финансовая пирамида, коммерческий банк, акционерное общество. Опять же, жить в мире, приводимом в движение экономикой, придётся всем без исключения.
В-третьих, нужно сильно расширить и разнообразить программу уроков труда. Взрослые, образованные люди обоих полов должны уметь вешать полочки на стены из различных материалов, готовить разнообразную здоровую пищу, знать, как стирать одежду из хлопка или шерсти, как сделать, чтобы не капало из крана, и уметь пришивать пуговицы. Всем полезно? Всем, у кого нет прислуги.
В-четвертых, нужно культивировать умение работать с информацией. Взрослые, образованные люди должны знать, как проверять факты, как отличать надёжные источники от ненадёжных, уметь находить и читать научные публикации, делать и пользоваться рефератами (очень жаль, что нынешняя школа девальвировала реферат до ругательного слова, означающего «текст, который скачивают и сдают преподавателю для галочки»), понимать, чем колонка редактора отличается от пресс-релиза, а диссертация - от научно-популярной книги, распознавать когнитивные искажения (это вообще отдельная большая тема). Мир был бы совсем иным, если бы все владели этими основами.
В-пятых, английский язык (именно английский, а не какой-то другой) нужно преподавать так и в таком объёме, чтобы для выпускника школы не было проблемой поехать учиться на английском языке в иностранный вуз, вести деловую переписку, не говоря уже о таких пустяках, как заселение в гостиницу. Это вполне реально и во многих странах Европы осуществляется на практике. В ХХI веке это полезно всем без исключения.
© Алексей Фельдгендлер

А ещё - статью "Кто поможет школьнику?" из журнала "Здоровье" №11 за 1991 год
В многолетнем споре между здоровьем и образованием в школе неизменно проигрывает здоровье. Как случилось, что система развела их по разные стороны баррикады? Сейчас это понять очень сложно. Ещё сложнее перестроить систему школьного образования. Между тем иначе, как бедственным, положение не назовёшь. По данным ленинградских учёных, 99,7% всех подростков, ежегодно заканчивающих школу, страдают теми или иными заболеваниями. И начинается всё с самого начала, с самого первого класса...
В доме моих друзей нежданно-негаданно случилось такое: дочка, второклассница Аня, наотрез отказалась ходить в школу. "Не хочу, там плохо", - обливаясь слезами, твердила она. Пробовали уговорить, заставить силой - всё бесполезно. Обратились к невропатологу. К счастью, он оказался опытным врачом, и причину стрессового состояния девочки ему удалось понять.
Как-то на уроке сосед Ани особенно усердно её смешил. Смеясь, она невольно помешала объяснению учительницы, и, потеряв терпение, та заявила, поставив девочку к доске: "Тот, кто много смеётся, будет потом много плакать. Насмеялась, теперь наплачешься!"
Слова эти произвели на ребёнка сильное впечатление. И скоро любая мелочь - кто-то толкнул, взял без спроса карандаш - вызывала обильные слёзы. Дети, как водится, стали Аню дразнить, буквально не давали прохода, и занятия в школе превратились для неё в сплошную муку...
Многие скажут: капризная девочка, избаловали родители на свою голову. Но, увы, это не так. Подобные отклонения в поведении ребёнка объясняются отнюдь не капризами, а серьёзным нервным заболеванием. Примерно 20% школьников страдают сегодня так называемыми дидактогенными неврозами, виновником которых чаще всего становится педагог. Кстати, заболевание это характерно именно для нашей страны.
Мы, взрослые, порой даже не представляем себе, насколько дети беззащитны перед резким словом учителя, перед его нередко бестактной репликой, замечанием.
Климат в классе - истина общеизвестная - зависит в значительной степени от личности учителя. К сожалению, настоящая Личность сегодня в школе - большая редкость. В педагогические вузы продолжают поступать те, кто не рассчитывает попасть в более престижные институты. В такой ситуации не до отбора самых достойных, не до психологических тестов.
Что касается вузовской подготовки, она построена таким образом, что особенностям организма ребёнка, его психики внимания почти не уделяется. И в результате приходит педагог в школу, владея набором знаний по своему предмету, но совершенно не умея разобраться в характере, в душе своего маленького подопечного. Класс же, как правило, переполнен, нагрузка на учителя вырастает вдвое, а то и втрое. Где уж тут думать о переживаниях каждого ученика!
Жизнь педагога, как и любого из нас, полна проблем. Но настоящий профессионализм в том, чтобы, переступая порог класса, оставить за его пределами личные невзгоды. Такой профессионализм - качество сегодня очень редкое. И срывается учитель на тех, кто полностью от него зависит, кто должен выполнять все его указания, терпеливо снося унижение, оскорбление, а порой и запугивание.
Общий принцип авторитарной системы "ты начальник - я дурак, я начальник - ты дурак" в школе особенно губителен. По-разному реагируют на это дети. У кого-то начинаются нервные заболевания, а на их фоне и множество других, кто-то ломается и навсегда теряет желание учиться и добиваться чего-то в жизни, а кому-то повезёт, и он сможет без травм и потрясений прожить десять-одиннадцать лет школьной жизни. Дай бог, чтоб таких было большинство!
Но несомненно одно: на протяжении десятков лет школа остаётся полигоном, где испытывается на прочность самая слабая, самая незащищённая часть нашего общества - дети. И сегодняшний плюрализм, увеличивая количество предметов и учебных часов, разделяя школы на гуманитарные, математические, исторические и деже религиозные, на лицеи, колледжи и гимназии, ничего не меняет в главном - в отношении учителя к ученику.
Конечно, не только личность учителя влияет на психику детей. Нередко само содержание школьных программ таково, что ученику совершенно непонятно, зачем его обучают тому или иному предмету, осваивает он его механически, подчиняясь преподавателю.
Усугубляет ситуацию и то, что многие дети, в сущности, не готовы к школе. В первые месяцы им нужно привыкнуть к общению с десятками одноклассников, воздействующих друг на друга чаще всего возбуждающе, да и просто к долгому пребыванию в замкнутом пространстве класса. В младших классах, как правило, по шесть-семь уроков, в старших - по девять-десять. При этом по-прежнему всего два часа (!) физкультуры в неделю. И практически никаких изменений в школьном режиме дня. Коротенькие перемены - весь "простор" для движения.
В школах продолжает действовать принцип уравниловки, а он порождает проблему отстающих в умственном и психическом развитии детей. Комплекс неполноценности, возникающий так часто, - следствие того, что всем приходится учиться по одной и той же программе: и детям с опережающим развитием, и с отстающим. Когда у нас обучение начиналось с 8 лет, последние составляли 5-7% от общего числа учеников, сейчас же в школу идут шестилетние, и процент "отстающих" увеличился до 20-25. Справедливости рада надо отметить: в некоторых школах занялись, наконец, этой проблемой - ввели так называемые классы выравнивания, где ученики занимаются по особой программе и уже через несколько лет догоняют и деже обгоняют своих сверстников.
Стрессовые состояния, как правило, ослабляют иммунитет. Многие родители по собственному опыту знают: летом ребёнок может часами бегать на ветру, промокать под дождём, купаться в холодной воде - и не болеет. Но стоит ему пойти в школу, как начинаются бесконечные простуды, ОРВИ и так далее, причём многие заболевания переходят в хронические.
Таким образом выстраивается некая роковая цепочка: неблагоприятная психологическая обстановка в школе, где далеко не последнюю роль играет личность учителя, сама система занятий, условия, в которых они проводятся. Всё, вместе взятое, приводит к тому (и статистика это подтверждает), что мы растим практически больных детей. Цепочка эта должна быть разорвана. Но каким образом?
Для создания в школах здорового психологического климата сотрудниками НИИ возрастной физиологии и гигиены АПН СССР под руководством доктора медицинских наук, профессора Д.В.Колесова разработан целый пакет предложений. Среди них - организация в школе психологической службы. Штатные психологи могли бы помочь первоклассникам адаптироваться к школе, научить, к кому обратиться за советом, разрешить конфликт между учеником и учителем. Служба обещает быть эффективной, но для её создания нужны деньги, а денег в школах нет.
Исследования показали также, что непосредственное влияние на здоровье детей оказывает весь комплекс гигиенических условий в классе - освещение, вентиляция, влажность, высота потолков. Огромный список гигиенических требований к школьному дому много лет назад передан в Комитет народного образования. Однако крайняя бедность наша опять-таки не позволяет их выполнить.
Высокий процент больных детей, покидающих стены школы, отчасти объясняется и формальным подходом к обследованиям учащихся. "Поголовная" диспансеризация проводится чаще всего для "галочки". Она практически не позволяет своевременно обнаружить болезнь в начальной её стадии. Эффективнее было бы использовать скрининг-системы, разработанные, например, во ВНИЦ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков МЗ СССР. Медицинская сестра вначале проводит подготовительную работу - анкетирование, антропометрию, определяет остроту зрения, предмиопию, измеряет артериальное давление и так далее. Затем идёт осмотр педиатра, после чего те, кому это необходимо, направляются к специалистам. Работа врачей в этом случае намного продуктивней, чем при массовой диспансеризации, когда за один день надо всех учеников "прогнать" через все кабинеты.
Но внедрить скрининг-системы большинство школ не в состоянии из-за отсутствия элементарного оборудования для обследований. Школьный же врач, к сожалению, здоровьем детей не занимается. На одну ставку врача, как правило, приходятся две-три школы и два детских сада. Согласитесь, от такого "многостаночника" польза невелика. Да и профессиональный уровень его низок. Ведь квалифицированный специалист поедет куда угодно - в поликлинику, в больницу, на "Скорую", - но только не в школу, где его ждут мизерная заработная плата и неизбежная дисквалификация.
Неужели же положение безвыходное? Нет. И в доказательство расскажу об интересном эксперименте сотрудников кафедры поликлинической педиатрии 2-го Московского медицинского института имени Н.И.Пирогова. Проводят они его в комплексе: детский сад - школа - лицей 9-го микрорайона Тёплого Стана (руководитель - известный педагог Е.Л.Ямбург), утверждая, что профилактические мероприятия и даже реабилитацию и лечение детей нужно проводить именно в школе. Для этого, правда, необходим целый ряд кабинетов. Кабинет школьного врача, обязательно педиатра, причём работающего только в данной школе, а не по совместительству. (Иначе, случись эпидемия гриппа, его немедленно "призовут", и школа на несколько месяцев лишится врача.) Необходим и свой стоматолог. Двух-, трёхмесячные "гастроли" зубного врача из поликлиники, как показала практика, эффекта на дают, здесь требуется постоянный контроль. Неизлеченный кариес достаточно коварен: два испорченных у ребёнка зуба могут привести к различным заболеваниям.
Для профилактики и лечения нужен также и постоянно действующий физиотерапевтический кабинет. Далеко не каждая мать имеет возможность ежедневно водить ребёнка в поликлинику на процедуры, скажем, при тонзиллите, больничный-то ей не дадут. А в школе это можно будет делать систематически.
Наконец, по мнению сотрудников 2-го мединститута, чрезвычайно полезно было бы иметь кабинеты массажа, психоэмоциональной разгрузки, и даже функциональной диагностики.
Конечно, для обычной школы такой набор кабинетов - утопия, и не все они строго необходимы. Оборудование для функциональной диагностики в обычной школе наверняка будет простаивать. Но всё же идея мини-профилактория привлекательна.
Даже два-три кабинета плюс сносные условия для занятий физкультурой и спортом означали бы существенный шаг вперёд. Безусловно, нам скажут: так-то оно так, но где взять деньги в условиях общего дефицита? И тем не менее пути к решению острейшей проблемы детского здоровья нужно искать безотлагательно.
И школы новые строить нужно, чтобы не сидели в классах по сорок человек, не "поджимала" двух-, а то и трёхсменка. И игровые, и спортивные залы нужны, которые открывались бы не только на уроках физкультуры, И учителям надо платить так, чтобы профессия эта стала наконец-то престижной и привлекла людей.
Школа - слепок с нашего общества. Именно поэтому с неё и начинать менять это общество. Да и куда, собственно, в первую очередь вкладывать средства, как не в подрастающее поколение?.. В других странах давно поняли: нищая школа не подготовит полноценных нравственно и физически людей. Пора и нам всерьёз подумать об этом.
© Наталья Шапова
Tags: #дети, #страдания, #школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments