Previous Entry Share Next Entry
Сорока
mihtimak
(Психологическая газета № 5 за 1997 год. Статья 8. Детская психология)
Тонкая моторика, схема тела
А начнём, пожалуй, с возрастной регрессии.
Итак, тебе год. Ты уютно устроился на коленях у мамы, голова на её теплом мягком плече, рука в её руке; она чертит круги по твоей ладони, затем загибает пальцы, приговаривая: "Сорока-ворона кашку варила, деток кормила: этому дала, этому дала, этому дала, этому дала... А этому не дала! Ты дров не носил, воды не носил."
Мамина рука покачивает мизинчик. Игра кончается. Но заканчивается ли? Нет ли ощущения недосказанности, незавершённости? И у тебя - тогдашнего, и у Вас - теперешнего?

В 20-е годы русский этнограф М.С.Андреев, путешествуя по юго-восточным странам, описывал обычаи, приметы, игры многих народов. Есть у него одна любопытная статья. С удивлением пишет он о том, что младенческие игры-потешки, подобные русской "Сороке-вороне", встречаются почти в любом этносе, и приводит примеры.
У киргиз-казаков Ташкентского уезда взрослый ведёт палец по ладони малыша, приговаривая: "Куур-кур-курмашь" (не переводится). Затем перебирает пальчики, произнося: "Большой палец - утка с утятами; средний тополь; струящийся кран; маленький ребёнок." Потом трогает ладонь: "Здесь масло"; запястье: "Здесь сыр"; предплечье: "Здесь джент" (род лакомства); сгиб локтя: "Здесь рисовая шелуха". Затем щекочет ребёнка под мышкой, приговаривая: "Кытык, кытык, кытык!"
У афганцев взрослый кружит пальцем по ладони малыша со словами: "Прудок, прудок, по берегу прудка травка. Прилетел воробушек, поскользнулся, нога у него повисла." Перебирает пальчики, приговаривает, держась за мизинец: "Этот схватил"; за безымянный: "Этот убил"; за средний: "Этот кожу снял"; за указательный: "Этот сварил, съели"; за большой: "Этот пришёл, сказал: - А где моя доля?" "Прибежала кошечка: мяу, мяу, мяу!" При последних словах, выговаривая "мяу!", взрослый шагает двумя циркулеобразно опущенными концами пальцев вверх по руке ребёнка, пока не дойдёт до груди, затем щекочет под мышкой, говоря: "Сюда пришла и съела!"
У рушанцев, жителей верховьев Амударьи, взрослый кружит по детской ладони, приговаривая: "Здесь зелень, родник, здесь куропатки воду пьют, пьют". Перебирает пальчики: "Этот варит, этот огонь разводит, этот воду носит, этот еду раздает. Другие едят, а этому не дают: фырр... полетели... на отверстие в крыше!"
Разные народы, разные игры, разные тексты; но везде игра адресована годовалым детям, и везде повторяются одни и те же "магические" движения: 1) круги пальцем по руке ребёнка; 2) поочередное загибание его пальчиков; 3) движение вверх по руке до подмышки, щекотка.
В книге E. Kenneway "Fingers, Knukles and Thumbs" описывается английская "Сорока-ворона": "Round and round the garden, like a teddy bear. One step... two step... Tickle you under there!"
Перевести можно примерно так: "Кружим-топочем по саду, как косолапый мишка. Один шажок... другой шажок... И пощекочем под мышкой!"
У немцев тоже есть подобная игра: четыре трудолюбивых пальца собирают сливы и относят их домой, а маленький жулик-мизинец всё подъедает.
Этнос мудр. Этнографические игры безошибочно собирают и концентрируют в себе именно то, что необходимо ребёнку данного возраста.
А что необходимо годовалому?
Близость мамы, простенький стишок, тренировка тонкой моторики, пусть поначалу пассивная (перебор пальцем, загибаете их) - как стимул для развивающейся речи, мини-массаж.
Что ещё нужно малышу? Учиться действовать в системе телесных координат, осознавать телесное "я", формируя схему тела. Это впоследствии придаст ему чувство уверенности в себе, самостоятельности, самообладания. И мамино плавное или прерывистое движение пальцев вверх по его руке помогает в этом, дает понять: "вот она, моя рука! От пальцев до плеча!" Лёгкая щекотка усиливает радостный телесный контакт с мамой.
Но ведь этой третьей ступени - путешествия вверх по руке ребенка и щекотки - нет в нашей "Сороке-вороне"! Или теперь уже нет? Ведь М. С. Андреев, описывая типичные игры, образцом берёт именно "Сороку". Можно сделать вывод, что подобный этап был раньше и в нашей игре, но теперь выпал, забыт. Почему? Семьдесят лет в нашей стране детей отучали от радостей телесного контакта. "Не берите ребёнка на руки без необходимости", "не тискайте ребенка, не нянчите", "пусть ребёнок всегда спит в своей кровати, рядом с мамой - вредно". Усиленно формировали тип нового, общественного, советского человека, человека управляемого. Теперь формировать перестали, да время вышло. Многое из нашего прошлого забыто или, в лучшем случае, полузабыто. Лишь иногда связь с корнями ещё можно восстановить.
Книга П.В.Шейна "Великорусс в своих песнях, обрядах и пр.", Санкт-Петербург, 1898 год. Здесь описание "Сороки-вороны", той, в которую играли наши прабабушки. И третий, завершающий этап - на месте.
Вернёмся к началу. Вновь - возрастная регрессия. Снова ты на коленях у мамы. Доиграем? На чём мы остановились?
Мама трясёт мизинчик: "Зачем дров не носил, воды не носил? Знай наперёд: Здесь водичка холодненька (мамина рука поглаживает твоё запястье), здесь тёпленька (поглаживает сгиб локтя), а здесь горяченька (под мышкой), здесь кипяток, кипяток!"
Мама щекочет тебя, и ты смеёшься!
Теперь есть чувство, что игра закончена?
И раз уж нам так не повезло, что приходится доигрывать игру в далеком от младенчества возрасте, давайте нашим детям вернём "Сороку-ворону" целиком, от начала и до конца.
М.С.Рузина, психофизиолог, специализированный я/с № 3 города Павловска.

?

Log in